Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВ. ПЕРЕСТРОЙКА: 1985–1991. Неизданное, малоизвестное, забытое.
1987 год [Док. №№ 12–28]
Документ № 19

Тезисы к выступлению А.Н. Яковлева на Политбюро ЦК КПСС о значении июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС

01.07.1987

Глубину социально-экономических и политических последствий июньского Пленума1 поистине трудно оценить должным образом сразу, уже сегодня.

Это новый пример работы и воспитания на правде.

Вкупе с новой постановкой вопроса о социалистической демократии на январском Пленуме2 радикальная реформа в экономике как бы увязывает в один узел надстроечные структуры, базис, само производство. А это предполагает движение всего общества, всего народа, причем движение реальное, а не иллюзорное, ибо управление обществом переводится на рельсы многогранных и всемогущих интересов общества, коллектива, человека.

Отсюда — совершенно новые задачи и в идейно-воспитательной, в духовной сфере. Казалось бы, идеологическая платформа в целом и программа воспитания на современном этапе партией выработана в достаточно широком объеме.

Но в силу парадоксальности сознания — его податливости и сопротивляемости — все эти новые идеи усваиваются с трудом — и теоретически, и практически, хотя процесс ускорения и начался, особенно после январского Пленума.

Возможно, в сознании процесс еще более сложен, чем в других сферах. И память о прошлом здесь цепче, и внимание к настоящему пристальнее, и надежды на будущее агрессивнее.

Июньский Пленум не оставляет времени для разбега и в этой сфере. Что здесь особенно важно?

Первое. Воспитание — везде и во всем, на всех уровнях, от школы и выше, — нового сознания. Сознания, суть которого в самом общем виде можно выразить так: личная активность, личное участие, личная ответственность каждого и за свой непосредственный участок, и за положение дел в обществе, государстве в целом.

Совершить такой поворот непросто. Но еще труднее закрепить его. Это можно сделать только на реальных практических делах.

Позволю себе несколько вольную аналогию, навеянную сопоставлениями социалистического движения и раннего христианства, сделанными в свое время Энгельсом. Капитализм во многом родился, наряду с иными причинами, еще и из протестантской этики. Если католики говорили и говорят: «не греши, и ты попадешь в рай», то протестанты рассуждают иначе: «одной только безгрешности мало. Надо заработать место в раю добрыми поступками, совершаемыми во имя бога».

Нечто подобное переживает сейчас и этика социализма, которая переходит от самоуспокоения и довольства достигнутым к пониманию необходимости постоянной здоровой неудовлетворенности, стремлению идти вперед и вперед. Сегодня политика КПСС — это политика социалистической преемственности, но и политика отвержения своего рода религиозного консерватизма и инерции в мыслях и действиях.

Второе. Связанное с первым, но тем не менее выступающее как самостоятельное направление работы — преодоление сознания уравниловки, утверждение в мышлении, в психологии людей принципа социализма «каждому по труду». У этой задачи много практических аспектов. Но есть и аспекты чисто идеологические. Уравниловка очень прочно засела в психологии людей, вытравить ее будет крайне трудно. Тем более что четких критериев измерения трудового вклада мы в ряде случаев просто не имеем.

Иждивенчество и потребительство.

Третье. Психологические аспекты демократизации. Учиться демократии. Это — ключевое, решающее направление, на котором будет определяться руководящая роль партии в обществе фактически.

Проблема демократии в основе своей политическая, но и тесно связанная с сознанием. Мы уже поняли: мало иметь самую демократическую политическую систему.

Нужны еще люди, которые хотят и умеют использовать все возможности этой системы.

Сегодня — это воспитание демократизма в партии.

Сегодня это борьба за новое лицо средств массовой информации.

Конечно, не все здесь получается так, как хотелось бы. Пресса сама еще должна многому учиться. Но отдельные негативные моменты никак не перечеркивают того положительного, что вносит новый облик средств массовой информации и в перестройку, и в нашу внешнюю политику.

Сейчас — это борьба за новую культурную политику.

Плюсы и минусы. Консерваторы и либералы.

Какую бы сторону духовной жизни советского общества сегодня мы ни взяли, идеологическая обстановка сейчас является более здоровой, чем в недалеком прошлом. Это — результат практики перестройки, практики обновления. И это — показатель высокой культурной, политической, гражданской зрелости советского человека.

Задача теперь — закрепить этот результат, наращивать его глубину и масштабы сочетанием идеологической работы и общественно-политической практики. Именно сочетанием, и здесь демократизация, наряду с другими ее достоинствами, — почти идеальное средство, обеспечивающее такое сочетание.

Четвертое. Надо и впредь последовательно и целеустремленно, на серьезной научной, программной основе разрабатывать положительный образ СССР во внешнеполитической пропаганде. Эффект 1985–1986 годов мы использовали хорошо, глубокого сдвига к лучшему добились. Теперь надо этот эффект закрепить кропотливой наработкой, иначе он может оказаться размыт контрусилиями противника, который уже оправился от первого шока и активно ищет средства противодействия духовному влиянию нашей перестройки.

Пятое. Новое, самостоятельное, крайне важное направление всей идеологической работы — борьба против потребительства и иждивенчества в любых его формах и на всех уровнях.

Люди будут жить лучше, но за свой счет.

Шестое. Результаты Пленума, поставленные им задачи требуют от нас обратить особое внимание на состояние и развитие средней и высшей школы3. Практика показала, что курс на реформу тут взят правильный. Но она же доказывает, что реформа осуществляется недостаточно эффективно, не дает пока нужного эффекта. Между тем именно здесь по существу комплексно воспитывается, готовится к самостоятельной жизни, гражданской роли человек, которому жить и творить ускорение. Надо добиваться, чтобы реформа школы всех уровней как важное направление идеологической работы партии в целом, каждой партийной организации4.

Седьмое. Можно сказать, что основной массив идей, с которыми мы подошли к ХХVII съезду партии5, уже заложен в концепцию и программу перестройки, использован.

Дальше — два направления теоретической работы. Во-первых, проверять перестройкой, практикой эти идеи, развивать их дальше, уточнять, корректировать. Во-вторых, на основе этой работы двигать вперед теорию социалистического строительства. Главное — идти тут вглубь, добиваться творческого взаимодействия наук в познании нашего реального общества. Провести дискуссии: экономическую и по теории социалистического строительства на современном этапе.

Главное — на практическое выполнение задач, уже принятого. Повернуть сюда печать. Как бы прочитать заново и пропустить через общественное мнение.

 

ГА РФ. Ф. 10063. Оп. 1. Д. 167. Авторизованная машинопись.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация