Альманах Россия XX век

Архив Александра Н. Яковлева

«ВЫДЕЛЕНЫ, ПРОВЕРЕНЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБРАЗОМ ПОДГОТОВЛЕНЫ»: Документы об участии церковных организаций в VI Всемирном фестивале молодежи и студентов 1957 г. в Москве
Документ № 3

Информация Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР в ЦК КПСС о проделанной работе по подготовке и проведению VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве1

21.08.1957


Секретно


Экз. 1

476/с


 

ЦК КПСС


 

В связи с ожидаемым прибытием на VI Всемирный фестиваль значительного количества молодежи различных вероисповеданий из капиталистических стран, которая могла проявить значительный интерес к церковной жизни в Советском Союзе, Советом и по его рекомендации Московской патриархией была заблаговременно проведена необходимая подготовка к этой встрече.

Было также известно, что по настойчивым пожеланиям делегаций Великобритании, Швеции и др. Международный подготовительный комитет принял решение во время фестиваля провести встречи молодых христиан Запада с молодыми христианами Советского Союза и собеседование зарубежных христиан с молодыми марксистами СССР.

Все это требовало тщательной подготовки к предполагаемым встречам, чтобы рассеять предвзятое убеждение гостей о положении церкви в СССР, сложившееся у них в результате антисоветской пропаганды за границей, убедить их в действительной свободе совести, существующей в Советском Союзе, дать исчерпывающие разъяснения на все поставленные вопросы, умело отвести могущие быть провокационные вопросы и обставить эти встречи таким образом, чтобы не дать в руки гостей каких-либо невыгодных для нас фактов, которые, безусловно, отдельными представителями молодежи из заграницы будут выискиваться.

В связи с этим в январе с.г. было проведено первое совещание с представителями Московской патриархии и духовенства г. Москвы и области по вопросу подготовки к фестивалю, на котором председатель Советского подготовительного комитета т. Романовский С.К. рассказал о значении фестиваля молодежи, его подготовке и задачах советского народа в связи с фестивалем. На совещании был намечен примерный план подготовительных работ.

В Москве и области, а также в других городах были выделены, проверены и соответствующим образом подготовлены из числа клира и церковных советов, слушателей и преподавателей духовных учебных заведений лица ответственные за прием зарубежных делегаций, которые во время фестиваля ежедневно дежурили в церквах, принимали иностранцев, проводили с ними беседы и отвечали на задаваемые вопросы.

Дли подготовки указанных выше церковных представителей в Москве было организовано и проведено несколько инструктивных совещаний, на которых были заслушаны следующие доклады и лекции: представителя Советского подготовительного комитета т. Борисенкова В.М. «О значении фестиваля»; лектора ЦК КПСС т. Юркина «О международном положении»; т. Карпова Г.Г. «О свободе совести и вероисповеданий в СССР»; сообщение ректора духовной академии К. Ружицкого «О вопросах, наиболее часто задаваемых иностранцами, и примерных ответах на них» и другие.

В качестве экскурсоводов по лавре была утверждена группа в 30 человек наиболее проверенных студентов Московской духовной академии, с которыми проводились специальные беседы и семинары ректором. Для них же Советом было организовано несколько докладов и лекций о международном положении, о достижениях советского народа за 40 лет, о свободе совести в СССР и об отношениях между церковью и государством и др.

Во время фестиваля неожиданно делегация Великобритании поставила вопрос о проведении специального собеседования молодых христиан из-за рубежа и молодых христиан Советского Союза, кроме встречи в Загорске. Советский подготовительный комитет дал согласие на эту встречу.

Для проведения такого собеседования была подобрана группа молодых священнослужителей и слушателей академий и семинарий и нескольких мирянок, для которой был организован специальный семинар.

Председателем Совета т. Карповым, а также зам. председателя т. Белышевым прочитано несколько лекций для участников диспута молодых марксистов СССР с молодыми христианами Англии, активу московских комсомольцев и молодежи, переводчикам и другим лицам, участвующим в работе с иностранцами во время фестиваля — об устройстве, положении и деятельности русской православной церкви, об отношении КПСС и советского государства к церкви и религии.

Как и предполагалось, зарубежные участники VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов во время пребывания в Москве проявляли определенный интерес к положению религии и церкви в Советском Союзе, посещали московские церкви, патриархию, Троице-Сергиеву лавру и беседовали со священнослужителями.

В дни фестиваля только московские церкви посетило свыше 6000 человек. Наибольшее количество посещений зарегистрировано в церквах, расположенных в районе ВСХВ, а также Патриарший собор.

Во время бесед наряду с обычными вопросами об истории и архитектуре данной церкви, о религиозной обстановке в стране, о положении, структуре и деятельности Русской православной церкви, о свободе совести, о материальном положении церкви, о подготовке кадров для церкви, о печатных изданиях, о возможностях ведения религиозной пропаганды, о взаимоотношениях с зарубежными инославными церквами и другими, задавались и такие вопросы: Увеличивается ли количество верующих в стране? Много ли молодежи посещает церковь? Влияет ли церковь на законы правительства? Каковы перспективы развития Русской православной церкви? Как относятся верующие к советскому правительству? Преследуют ли верующих в СССР органы власти? Имеются ли в СССР союзы верующей молодежи? Ведется ли в церкви борьба с атеизмом? Как достигается религиозное воспитание в СССР? Мешает ли религия строительству коммунизма?

Гости в подавляющем большинстве были удовлетворены ответами священнослужителей и заявляли, что теперь они узнали действительное положение религии в СССР. Характерно в этом отношении заявление марокканского корреспондента Доктанома, которое он сделал в Тихвинской церкви с. Алексеевского: «Вся западная пропаганда о запрещении культа в СССР лживая, и я рад, что могу в этом убедиться собственными глазами. Для меня теперь понятно, что здесь государство и церковь могут жить, не враждуя и не уничтожая друг друга».

Католик Мариноуди Вальтер из Италии сказал, что «в Италии говорят, будто бы в СССР запрещены церкви, а я увидел здесь полную свободу религии и по приезде в Италию расскажу о свободе религии в СССР» и далее: «я теперь не верю папе римскому, который говорит, что в СССР нет церквей».

Однако отдельные зарубежные гости во время посещения храмов выражали свое неудовлетворение и недоверие к действительному положению церкви. Так, гость из Швеции спросил о действующей церкви в с. Владыкино: «Не является ли Ваш храм музеем?» Раввин из Израиля, просмотрев книгу почетных посетителей в Тихвинской церкви, заявил, что он мог бы написать там много неприятного, но не хочет этого делать. Католик Херст из Англии в церкви Новодевичьего монастыря заявил, что у него и близких сложилось представление, что в России лучшие храмы отобраны, действующие малы и бедны, молящимся препятствуют посещать храмы и т.д., и об этом он доведет до сведения своих английских друзей.

31 июля в Троице-Сергиевой лавре (г. Загорск) состоялась встреча молодых христиан — зарубежных участников фестиваля с молодыми христианами Советского Союза. Во встрече приняли участие молодые христиане от 17 стран в количестве около 750 человек, наиболее представительной делегацией была от Англии — 230 чел., от христиан и духовенства Советского Союза присутствовало около 700 чел., в том числе от Русской православной церкви более 600 человек. В числе почетных гостей были пастор Форббек из Норвегии, члены парламента Греции и Бразилии, пасторы Филдинг Кларк и Томас из Великобритании и др.

Гости ознакомились с историей лавры, осмотрели ее соборы, побывали в помещениях семинарии и академии и т.д.

Для гостей был организован духовный концерт, а также выставка «О жизни Русской православной церкви», расположенная в залах духовной академии, которая пользовалась большим успехом у иностранных гостей. Также состоялись сотни бесед между молодыми христианами различных стран — участников фестиваля и молодыми христианами Советского Союза.

Гости узнали много нового по интересовавшим их вопросам, что коренным образом расходилось с ранее сложившимися у них взглядами о жизни и деятельности Русской православной церкви.

Об этом свидетельствуют следующие заявления зарубежных участников встречи. Молодая христианка из Бразилии заявила: «Я слышала об ограничениях церкви в СССР, о притеснении священников и я никогда не думала, что на фестивале разрешат встречаться христианам. А встреча оказалась такой большой и интересной, что я осталась в восторге и лучше поняла положение церкви и религии в вашей стране». Студент католик Конд Леон из Бельгии сказал: «Мне десять лет врали, что в СССР религия находится в загоне. Присутствуя на встрече в Загорске и беседуя со священнослужителями, я убедился в обратном». Швейцарская молодежь заявила, что впечатления от посещения лавры и академии превзошли все их ожидания. На испанцев встреча в лавре произвела потрясающее впечатление, встреча с молодежью в Загорске опрокинула начисто их представления, и они поражены размером той неправды, которая распространяется в их стране об СССР. Члены бразильской делегации были поражены положением церкви в СССР, т.к. на родине они получали неправильную информацию о церковной жизни в СССР.

3 августа в одном из ресторанов ВСХВ, по инициативе англичан, состоялась встреча и собеседование молодых христиан, в котором приняло участие около 150 чел. в том числе от церквей Великобритании и Русской православной церкви по 30 человек, а также от христианских церквей Франции, ФРГ, ГДР, Италии, Чехословакии, Китая, Швеции, Австрии, Дании и др.

Обсуждались два вопроса: «Место христиан в государстве» и «Обязанности христиан в деле защиты мира». После обсуждения этих вопросов в группах, все собрались на пленарное заседание, отметили большую пользу от подобного рода встреч и собеседований и высказались за целесообразность проведения таких встреч впредь в более широких масштабах.

Пастор Томас (Англия) заявил, что во время «обсуждения вопроса о жизни Русской православной церкви и жизни молодых христиан в СССР, мы на все вопросы получили ответы и нам стало многое ясно, о чем раньше мы не имели никакого представления».

Немец из ФРГ заявил: «Те сведения, которые мы получаем на западе, очень противоречивы. У нас не верят в сосуществование различных религий в Советском Союзе. В результате этой беседы мы узнали много нового и дополнили те сведения, которые мы получили о религии и Русской православной церкви в Загорске, и мы пришли к выводу, что христиане в СССР выполняют те же задачи, которые мы выполняем в своих странах».

Фильдинг Кларк из Англии сказал: «Сейчас трудно сказать о выводах, но это собеседование очень ценно и оно поможет в будущем лучшему пониманию друг друга».

Один из французов сказал: «После того, что я здесь слышал, я понимаю линию пасторского дела у православных и считаю, что католическое духовенство ведет эту работу несоответственно церковному назначению».

Во время собеседования многие высказывались о целесообразности проведения всемирной конференции молодых христиан.

Кроме встречи молодых христиан в дни фестиваля в Троице-Сергиевой лавре побывало более 30 отдельных групп, всего около 400 человек. Наибольший интерес к лавре проявили немцы из ФРГ, французы, англичане и американцы.

Во время беседы с группой студентов и журналистов из ФРГ с их стороны были заданы следующие вопросы:

Не считаете ли Вы, что коммунизм, в конце концов, заменит религию и сам станет религией? Почему Русская православная церковь не противопоставляет коммунистическому учению и его пропаганде организованной миссионерской деятельности? Если школьное воспитание является атеистическим, то не уничтожит ли коммунизм христианство?

Почему в СССР христианские церкви, в условиях усиленной коммунистической пропаганды, не ищут сближения друг с другом для борьбы с коммунизмом? И т.д.

Католик проф. Вейсмантель из ФРГ высказал свое мнение о том, что католическая церковь переживает сейчас большой кризис. Она держится сейчас пока на литургических основах. Католицизм поддерживается только интеллигенцией. В протестантской церкви наблюдается оживление среди верующей массы, которая имеет возможность принимать активное участие в религиозной жизни. Католики имели желание и у себя создать такую же обстановку, но это им не удается, так как массы чувствуют себя отторгнутыми от жизни церкви.

Одна из групп американцев, состоявшая из профессоров, преподавателей и учащихся интересовалась вопросами: Может ли священник с амвона критиковать те или иные правительственные действия? Как Вы себя чувствуете, а вместе с Вами и верующие, находясь в атеистическом государстве? И т.д.

Группа французов (40 человек), увидев в кабинете ректора портрет В.И. Ленина, спросила: «Как может быть в духовной академии портрет человека, который сказал, что "религия есть опиум для народа"».

После доклада ректора духовной академии Ружицкого каноник Кларк из Англии сказал: «Я уже давно интересуюсь православием и Русской православной церковью и многое о ней знаю, но после сегодняшней всесторонней информации скажу откровенно, что о многом я не знал и не имел правильного представления... Что касается моей молодежи, то она впервые получила столь широкое и, чувствуется, правильное освещение многих вопросов, не только касающихся вашей духовной школы, но и православной церкви, а также ее священников. Я постараюсь по приезде домой ознакомить с нетерпением ожидающих меня верующих, чтобы и они всесторонне были осведомлены о вашей Академии и вашей церкви. Я могу сказать, что с настоящего дня я больше чем на половину уже православный».

О впечатлениях гостей, посетивших лавру и имевших там беседы, красноречиво говорят записи в книге посетителей: «На этом месте мы узнали, что духовная жизнь, глубокое верование в Советском Союзе не умерли. И. Лееб и И. Бецлер (ФРГ)», «Очень счастлив побывать в Советском Союзе и обнаружить, что в этой стране существует религия и религиозные обряды. Б.Д. Хурст (Англия)». «Благодаря советскому режиму, народу и правительству, религия в стране очень уважаема. (Мексиканские журналисты)».

С 15 июля по 9 августа митрополит Николай принял в Московской патриархии 20 групп и отдельных лиц зарубежных гостей и участников VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, в их числе группу религиозных и общественных деятелей США во главе с исполнительным секретарем ООН и межправительственных связей Г.Ф. Боссом, президента Японского религиозного общества «Конкокио» (Сопроцветание народов) Тосио Мияке, пастора Форбека из Норвегии, профессора К.М. Фассбиндер из ФРГ, пастора Ф. Кларк из Англии, генерального секретаря Китайского национального комитета ИМКА Цзянь-Вань-Ханя, членов патриаршего совета Антиохийской церкви профессоров Л. Дирани и И. Хури, ассистента Экуменического семинара Университета в Марбурге (ФРГ), д-ра философии Г.Х. Канус-Креде, директора журнала «Африканская действительность» г-на Дьона (Сенегал), председателя делегации Кипра на фестивале С.С. Маркидеса, группы участников фестиваля Канады, Голландии, ФРГ, группу представителей международного общества «Друзей примирения» (Рокопсполейшен) во главе с вице-президентом Жаном Госсом (Франция) и других.

Большинство гостей в беседах с митрополитом интересовалось положением религии в СССР, отношением русской православной церкви к экуменическому движению и вопросам защиты мира, об обмене группами студентов богословов и верующих для взаимного ознакомления и др.

Председатель делегации о. Кипр Сотернос С. Маркидес словесно передал сердечное приветствие патриарху Алексию от Кипрского архиепископа Макария и благодарность русской православной церкви за ее сочувствие киприотам в их борьбе с английскими колонизаторами, а также высказал радость по поводу приглашения в Москву архиепископа Макария и выразил уверенность в том, что он примет это приглашение.

8 августа в здании МГУ на Ленинских горах состоялся диспут молодых христиан из Великобритании с молодыми марксистами Советского Союза. Диспут прошел в дружественной обстановке, и в заключение все признали полезность состоявшегося диспута и пришли к единому мнению о необходимости укреплять дружбу, бороться за мир и искать в дальнейшем формы для встреч с целью обсуждения вопросов, волнующих молодых христиан и молодых марксистов.

Следует отметить, что все церковники, принимавшие участие во встречах и беседах с участниками фестиваля, вели себя достойно и давали правильные и исчерпывающие ответы на все задаваемые им вопросы.

 

Карпов

 

РГАНИ.Ф. 5. Оп. 33. Д. 53. Л. 134–141. Р. 4785. Подлинник.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация