Альманах Россия XX век

Архив Александра Н. Яковлева

«ИНОГДА МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ВОТ-ВОТ НЕМНОГО, И Я СОЙДУ С УМА...»: Исповедь писателя В.П. Беляева И.В. Сталину и «дело» киностудии «Ленфильм». 1936–1937 гг.
Документ № 7

Донесение Уполномоченного КПК при ЦК ВКП(б) по Ленинградской области И.В. Сталину и Н.И. Ежову о «контрреволюционной работе» на киностудии «Ленфильм»

20.09.1936


Сов. секретно

ЦК ВКП(б)


тов. СТАЛИНУ




КПК при ЦК ВКП(б)


тов. ЕЖОВУ


 

О КОНТРРЕВОЛЮЦИОННОЙ РАБОТЕ В ОРГАНИЗАЦИИ «ЛЕНФИЛЬМ» В СВЯЗИ С КИНОФИЛЬМОМ О С.М. КИРОВЕ

 

Нами вскрыто следующее: Ленфильму было поручено сделать кино-фильм о С.М. Кирове, в котором должны были быть отражены его юношеские годы. Картина должна была быть названа: «Сережа КОСТРИКОВ».

Совершенно очевидно, что партийные инстанции Ленинградской организации должны были уделить особое внимание этой работе.

На деле, ни одна партийная инстанция Ленинграда этим вопросом по существу не занималась. Больше того, конкретно этим делом не занимался даже руководитель Ленфильма КАЦНЕЛЬСОН.

Такая безответственность к работе по созданию столь политически важного кино-фильма, посвященного С.М. КИРОВУ, привела к печальным результатам.

Не имея на то никакого права, Ленфильм посылает своего уполномоченного БЕЛЯЕВА В.П., члена ВКП(б) с 1931 г., собирать материал о КИРОВЕ в Казань, Москву и Ленинград.

Проявив такую «инициативу», Ленфильм, в лице заведующего сценарным отделом БЕЛИЦКОГО Г.Е., (член ВКП(б) с 1930 г.), дает указания БЕЛЯЕВУ — собрать исчерпывающий материал о С.М. КИРОВЕ и уделить при этом особое внимание и всем «бытовым мелочам».

Характерно, что Ленфильм поручает столь ответственную работу БЕЛЯЕВУ, который только что поступил на работу в это учреждение. Руководитель Ленфильма КАЦНЕЛЬСОН не счел нужным политически проверить БЕЛЯЕВА.

Характерно также, что ни одна партийная инстанция не интересовалась и не знала, кому поручает Ленфильм сбор материалов о С.М. КИРОВЕ в разных городах.

Между тем, нами установлено, что БЕЛЯЕВ в Казани, Ленинграде и Москве, уделяя особое внимание «всем бытовым мелочам», собрал по существу явно контрреволюционный материал.

Целеустремленность в сборе этих материалов была почему-то направлена в сторону собирания отрицательных фактов, вымышленных и явно контрреволюционных.

Я позволю себе в данной записке не воспроизводить те контрреволюционные материалы, которые собирались, стенографировались, размножались в ряде экземпляров и, что особенно важно, передавались людям, которые никакого отношения к работе над фильмом не имели (в том числе и беспартийным).

Достаточно указать, что и руководитель Ленфильма КАЦНЕЛЬСОН, и заведующий сценарным отделом БЕЛИЦКИЙ, и собиравший материал БЕЛЯЕВ в партийном контроле признали, что собранный Ленфильмом материал — есть материал контрреволюционный.

Отсутствие контроля над созданием кино-фильма, посвященного С.М. КИРОВУ, со стороны партийных инстанций (аппарат Обкома, аппарат Горкома, ПОЗЕРН — представитель комиссии по изданию трудов С.М. КИРОВА), преступное бездействие руководителя Ленфильма КАЦНЕЛЬСОНА привели к тому, что обильный контрреволюционный материал, без сомнения, был использован врагами.

Характерно, что материал этот не хранился даже в секретной части Ленфильма. Нами установлено, что заведующий сценарным отделом БЕЛИЦКИЙ, который читал и знал об этих материалах, разрешил почему-то хранить их на квартире БЕЛЯЕВА.

Материал этот официально, от имени Ленфильма, был предоставлен писателю ПАНТЕЛЕЕВУ, который должен был на основе этого материала написать сценарий.

По распоряжению БЕЛИЦКОГО этот материал был передан для ознакомления беспартийной писательнице ГОЛУБЕВОЙ.

Больше того, БЕЛЯЕВ, не имея на то никаких оснований, передал этот материал некоему СВЕТЛОВУ, который впоследствии был арестован органами НКВД по делам контрреволюционного троцкизма и зиновьевщины.

БЕЛИЦКИЙ, читая эти контрреволюционные материалы, не только не счел нужным их изъять, поставить вопрос о них в соответствующей партийной инстанции, но и счел возможным этот материал для писания сценария передать писателю ПАНТЕЛЕЕВУ.

Нами установлено, что БЕЛЯЕВ большому количеству лиц, партийных и беспартийных, рассказывал о своей поездке и о собранных материалах о С.М. КИРОВЕ.

Следующее обстоятельство характеризует БЕЛЯЕВА, как морально нечистого человека: БЕЛЯЕВ сперва утверждал, что писателю ПАНТЕЛЕЕВУ был предоставлен материал после того, как все «порочащие С.М. КИРОВА места были зачеркнуты».

Между тем, нами установлено, что это было неправдой и в Комиссии Партийного Контроля БЕЛЯЕВ принужден был признаться в том, что он допустил мошенничество, изъяв материал от ПАНТЕЛЕЕВА, чтобы представить его в Партийный Контроль, он предварительно вырезал и исправил целый ряд мест, изобличающих его, БЕЛЯЕВА.

Нужно сказать, что, собирая материал и опрашивая отдельных лиц, БЕЛЯЕВ систематически задавал наводящие вопросы контрреволюционного характера. Именно эту часть, изобличающую его контрреволюционную работу, БЕЛЯЕВ вырезал и исправил раньше, чем представить материал, находившийся у ПАНТЕЛЕЕВА, в Партийный Контроль.

Таким образом, нами установлено, что в городе Ленинграде, в Ленфильме организованно воспроизводилась та контрреволюционная клевета, которую распространяли троцкисты и зиновьевцы после убийства С.М. КИРОВА.

Беспечность и бесконтрольность привели к тому, что контрреволюционеры использовали в своих целях организованную Ленфильмом работу по созданию фильма о С.М. КИРОВЕ.

Мы сочли необходимым БЕЛЯЕВА и БЕЛИЦКОГО исключить из рядов ВКП(б), поставить перед Обкомом и главным управлением Фотокинопромышленности вопрос о снятии с работы КАЦНЕЛЬСОНА и весь материал в целом передать на дальнейшее расследование НКВД.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ: протоколы опроса БЕЛЯЕВА, БЕЛИЦКОГО, КАЦНЕЛЬСОНА и ПАНКИНА.

 

Уполномоченный КПК при ЦК ВКП(б)

по Ленинградской области Рубенов

 

Публикуется по: РГАСПИ. Ф. 589. Оп. 3. Д. 10436. Л. 216–219. Заверенная машинописная копия.

Опубликовано: История советской политической цензуры: Документы и комментарии / Сост. Т. Горяева. М., 1997. С. 481–483; Власть и художественная интеллигенция: Документы ЦК РКП(б)—ВКП(б), ВЧК—ОГПУ—НКВД о культурной политике. 1917–1953 гг. / Сост. А. Артизов, О. Наумов. М., 1999. С. 322–324.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация